Экспертизы назначаемые при дтп

Содержание

Автотехническая экспертиза. Виды. Из чего состоит

Экспертизы назначаемые при дтп

Количество транспортных средств различного вида, находящихся в собственности граждан и юридических лиц в нашей стране, неуклонно возрастает с каждым годом.

Соответственно острой проблемой остаются дорожно-транспортные происшествия, которые подлежат расследованию и рассмотрению в уголовном и гражданском порядке.

В большинстве случаев автотехническая экспертиза является основным источником данных об обстоятельствах и причинах происшествия, определения ущерба.

Проведение экспертизы может назначаться судебными и следственными органами, с целью выяснения обстоятельств ДТП и сбора доказательной базы. Однако во многих случаях требуется независимая автотехническая экспертиза, которая проводится по инициативе участников происшествия для аргументированной защиты своей позиции и интересов по делу.

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.

Экспертиза состояния транспортного средства

Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию.

В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения.

Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах.

Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения.

В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.

Экспертиза дорожных условий

Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры.

Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие.

Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

Задачи экспертизы дорожных условий

При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.

ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Источник: https://cnev.ru/polezno/stati/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-vidy-iz-chego-sostoit

Автотехническая экспертиза при ДТП

Экспертизы назначаемые при дтп

В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.

Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.

Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.

По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Задачи автотехнической экспертизы при ДТП

Главной задачей, которую призвана решать автотехническая экспертиза, является оказание экспертной помощи при расследовании причин и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий.

Данный вид экспертизы позволяет дать ответ на совокупность вопросов, которые условно можно разделить на следующие категории :

  1. Вопросы, относящиеся к определению технических характеристик и параметров дорожной обстановки.

    Например, определение показателей сцепления дорожного покрытия, коэффициентов ускорения, торможения, сопротивления качению, траекторий, величин времени движения автомобилей до и после их столкновения и других физических показателей.

    Основная цель – определение исходных физических показателей и величин, необходимых для выполнения экспертного исследования.

  2. Вопросы, касающиеся анализа действий водителей при управлении ими транспортными средствами.

    Эксперт анализирует и дает оценку действиям водителей с точки зрения правильности и последовательности выполнения ими приемов управления транспортными средствами применительно к конкретной дорожной обстановке.

    Основная цель – ответ на вопрос о степени соответствия действий участников ДТП – водителей транспортных средств, техническим требованиям ПДД РФ и приемам управления транспортными средствами и установления так называемой технической причинно-следственной связи между действиями водителей и наступившим авто происшествием.

    В случаях, когда поведение водителей в ходе происшествия и сразу после него не соответствовало предписаниям, установленным ПДД РФ, перед экспертом следует поставить соответствующие вопросы.

    Статьи в помощь:

    Ответственность и наказание за оставление места ДТП

    Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

    а) Вопросы, связанные с исследованием механизма происшествия и определения параметров движения транспортных средств на различных этапах (фазах) дорожно-транспортного происшествия.

    Например, определение скорости и времени движения транспортного средства от момента его торможения до момента столкновения или наезда, расположения транспортных средств и пешеходов относительно друг друга в различные периоды происшествия.

    Основная цель – ответ на вопрос о наличии (отсутствии) у водителей транспортных средств – участников происшествия, технической возможности избежать (предотвратить ) происшествие.

    б) Вопросы, о так называемой «технической достоверности» показаний очевидцев и участников ДТП.

    В ходе производства (рассмотрения) дел о дорожно-транспортных происшествиях должностные лица правоохранительных органов и суда сталкиваются с необходимостью анализа показаний свидетелей и участников происшествия на предмет их правдивости и фактической достоверности.

    Часто показания участников происшествия и его очевидцев противоречат друг другу.

    Должностные лица правоохранительных органов и суда, осуществляющие производство по делам о дорожно-транспортных происшествиях, не обладают специальными знаниями в технических вопросах и поэтому не способны оценить достоверность той или иной информации.

    В таких случаях основной целью является ответ на вопросы о степени соответствия показаний конкретного лица, техническим данным, установленным и подтвержденным экспертизой.

    Например, водитель автомобиля, допустивший наезд на пешехода, переходящего проезжую часть дороги вне пешеходного перехода, с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, в своих показаниях намеренно занижает величину скорости движения, с которой он двигался перед происшествием.

    Зафиксированные на месте ДТП следы торможения автомобиля, при их анализе экспертом–автотехником, безошибочно и обоснованно изобличат недобросовестного водителя в недостоверности сообщенных им сведений о скорости движения.

    Расчетная величина скорости движения автомобиля, полученная в ходе экспертного исследования, будет положена в основу обвинительного решения следователя (суда).

Назначение и проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Автотехническая экспертиза по делам о дорожных автоприсшествиях назначается как на стадии их расследования, при проведении дознания и предварительного следствия, так и при рассмотрении этих дел в судах.

Правовые основы назначения и проведения автотехнических экспертиз при ДТП, регламентированы кодифицированным процессуальным законодательством соответствующих отраслей права – административным – КРФ об АП, уголовно- процессуальным – УПК РФ, гражданским процессуальным – ГПК РФ, арбитражным процессуальным – АПК РФ.

Статьи в помощь:

Как оспорить независимую экспертизу по ДТП

Независимая экспертиза после ДТП

Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП

По общему правилу, проведение автотехнической экспертизы назначается по инициативе органов дознания, следствия, суда или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц.

В ходатайстве о назначении экспертизы приводятся доводы и основания, по которым сторона считает необходимым проведение экспертизы.

Также формулируются вопросы, которые заявитель просит поставить перед экспертом, указывается экспертное учреждение для проведения исследования.

К ходатайству могут быть предоставлены дополнительные материалы – фотографии, видеозаписи, ответы на запросы из государственных, муниципальных и иных органов, содержащие сведения, относящиеся к исследуемому происшествию.

Ходатайство подписывается заявителем или его представителем и подается должностному лицу для рассмотрения по существу.

При удовлетворении ходатайства назначается экспертиза.

Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в предусмотренном законом порядке.

Назначение экспертизы сопровождается вынесением постановления (определения) о назначении автотехнической экспертизы.

Этот процессуальный документ, в числе прочего, содержит в себе совокупность исходных данных необходимых для экспертного исследования, к которым относятся:

  • сведения о дорожной обстановке (параметры дороги и ее элементов, вид и состояние дорожного покрытия, наличие и степени уклона, состояние видимости и др.);
  • сведения о техническом состоянии транспортных средств (степень работоспособности систем управления автомобилем, состояние и тип шин, осветительных приборов и пр.);
  • сведения о параметрах и расстояниях расположения транспортных средств, направление и скорость их движения, временные диапазоны движения пешехода, траектории движения автомобилей и пешеходов, расстояния от автомобиля до места столкновения (наезда) к моменту возникновения опасности, наличие и характеристики следов на месте происшествия и пр.

Статьи в помощь:

Схема ДТП

Осмотр места происшествия при ДТП

Протокол осмотра места ДТП образец

Специфика дорожных происшествий, обусловленная составом его участников, определяет совокупность исходных данных для автотехнической экспертизы.

Например, при расследовании обстоятельств происшествий, связанных с наездом на пешехода, в постановлении отражается возраст пешехода, его пол, темп и траектория его движения, относительно дороги и автомобиля.

Заключение автотехнической экспертизы при наезде на пешехода читайте в статье, размещенной на сайте.

Статья в помощь:

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

При ознакомлении с постановлением о назначении автотехнической экспертизы предельно важно удостовериться в полноте и достоверности исходных данных.

Если в постановлении о назначении экспертизы при описании обстоятельств происшествия отражена только одна из версий его участников, то и заключение эксперта будет носить односторонний характер.

Искажение либо отсутствие какого-либо параметра ДТП, может стать основой для неверных выводов о причинах происшествия и повлечь за собой привлечение к ответственности невиновного лица.

При выявлении несоответствий и ошибок в постановлении, необходимо добиться от должностного лица их исправления, либо отразить письменно свои замечания в постановлении об ознакомлении с назначением автотехнической экспертизы.

При ознакомлении с постановлением следователя (дознавателя) о назначении автотехнического экспертного исследования не позволяйте ограничивать себя во времени.

Процессуальное законодательство, регламентирующее порядок назначения экспертиз, не лимитирует во времени лиц, участвующих в деле при ознакомлении с материалами и процессуальными документами.

Поэтому, при необходимости, не стесняйтесь напоминать служителям закона и представителям Фемиды об их обязанностях по соблюдению законных прав и интересов граждан, участвующих в производстве по делу.

Требуйте от лица, производящего расследование, предоставления возможности для ознакомления со всеми материалами дела, содержащими сведения для автотехнического экспертного исследования.

В виду высокой степени значимости автотехнической экспертизы при расследовании дел о ДТП и большого объема информации, касающейся обстоятельств происшествия, перед ознакомлением с постановлением о назначении экспертизы Вы должны знать содержание всех материалов дела, являющихся источником исходных данных, предоставляемых эксперту для исследования.

Источниками сведений, которые необходимы для экспертного автотехнического исследования являются данные, содержащиеся в протоколе осмотра места происшествия, схеме места происшествия, в протоколах проверки технического состояния транспортных средств, участвующих в автотранспортном происшествии, в допросах (объяснениях) участников исследуемого события, в протоколах следственных экспериментов и проверки показаний, а также в других документах.

Заявляя ходатайство о проведении автотехнической экспертизы, ответственно подходите к выбору экспертного учреждения.

В настоящее время на рынке экспертных услуг появилось множество организаций и экспертов с различной организационно – правовой формой деятельности.

Вместе с тем, соотношение количества экспертов значительно превышает уровень качества, оказываемых ими услуг.

Основным критерием при выборе экспертной организации, является наличие в ее штате экспертов с длительным опытом работы и высоким уровнем квалификации.

Практическую помощь в данном вопросе, на мой взгляд, могут оказать практикующие автоюристы и адвокаты, специализирующиеся по соответствующему профилю.

Ознакомление с заключением автотехнической экспертизы

Основной целью рассматриваемой стадии является оценка заключения эксперта.

Само заключение состоит из вводной, исследовательской и заключительной частей, содержащей ответы на поставленные вопросы.

Вводная часть включает в себя сведения об эксперте, содержит информацию о разъяснении ему предусмотренной законом ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исходные данные и формулировку вопросов, поставленных перед экспертом.

Исследовательская часть представляет собой развернутое и обоснованное аналитическое исследование, подтвержденное инженерными расчетами, основанными на положениях законов физики и теории устройства транспортных средств.

В этой части эксперт описывает алгоритм исследования и применяемые им методики, приводит данные выбираемые им из справочников, ГОСТов, технических условий.

Выбранные экспертом данные применяются в расчетах, которые являются основанием для ответов на поставленные дознавателем (следователем), судом вопросы. Указание на источник этих данных обязателен.

Заключительная часть (выводы) представляет собой сформулированные на основании исследования развернутые ответы на поставленные перед экспертом вопросы.

Таким образом, при ознакомлении с заключением эксперта проверяются соответствие исходных данных, указанных в постановлении о назначении автотехнической экспертизы, данным, применяемым экспертом при исследовании.

Выясняется обоснованность применения экспертом величин выбираемых им самостоятельно из справочников и ГОСТов.

При необходимости эксперт может быть допрошен по вопросам, связанным с проведенным им исследованием, вызван в судебное заседание для дачи разъяснения экспертного заключения.

В заключение статьи считаю важным дополнить, что автотехническая экспертиза, при правильном подходе в ее организации и проведении, является наиболее эффективным способом установления истины по делу.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/avtotekhnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp

Порядок проведения авто экспертиза после ДТП

Экспертизы назначаемые при дтп

Когда в результате аварии сильно пострадал автомобиль, логичным будет обращение в страховую фирму для возмещения ущерба. Но по одному лишь заявлению никто не станет выплачивать страховые выплаты. Для начала потребуется проведение независимой экспертизы с целью установления точной суммы компенсации.

Необходимость проведения независимой экспертизы

Существуют следующие причины для проведения независимой экспертизы:

  • Оценка независимого эксперта требуется в тех случаях, когда кто-то из участников ДТП стремится узнать реальную стоимость машины после участия в ДТП.
  • Владелец авто, повреждённого в результате ДТП, желает узнать, нет ли каких-либо скрытых повреждений и дефектов, а также узнать точную сумму необходимую для возмещения реального ущерба.
  • Участник ДТП сомневается в результате экспертных которые были проведены ранее, а потому планирует провести встречную экспертизу с участием независимого эксперта.

Многие страховые компании умышленно занижают размеры реального ущерба. Для этого они используют нечестные методы проведения экспертиз.

Так, часто встречаются ситуации, когда у страховой компании есть свои СТО, где в ходе проведения экспертизы могут сильно занизить стоимость ремонтных работ.

В результате суммы страховой компенсации не хватит на восстановление машины после ДТП. Для оспаривания решения эксперта придется обратиться в суд.

Стоимость независимой экспертизы

Независимая экспертиза стоит в среднем от 3 000 рублей. Подробнее о стоимости — в этой статье.

Если владелец автомобиля сам занимается ремонтом автомобилей и знает стоимость ремонтных работ запчастей, он сможет самостоятельно прикинуть примерную сумму ущерба, а затем обратиться к помощи независимого эксперта.

Но часто случается так, что время упущено, заниженная сумма компенсации выплачена, а владелец авто уже ничего не сможет сделать. Независимые эксперты дают объективную оценку материального ущерба автомобиля после ДТП.

Виды экспертиз при ДТП

Существует несколько разновидностей независимой экспертизы при ДТП.

  • Трасологическая автомобильная ДТП экспертиза основывается на осмотре места ДТП, изучении обстановки на дороге, траектории движения машин, следов происшествия. С помощью трасологической экспертизы можно определить субъективные и объективные причины аварии. Трасологческая экспертиза ДТП после ДТП либо подтверждает, либо опровергает версию следователя.
  • Автотовароведческая экспертиза ущерба автомобиля после ДТП основывается на осмотре состояния машины после аварии. С ее помощью можно выявить наличие скрытых повреждений и определить размер нанесенного ущерба. Именно этот вид экспертизы проводится по решению страховой компании.
  • Автотехническая экспертиза подразумевает исследование состояния машин, реакцию авто в момент аварии действия водителей. Срок проведения экспертизы после ДТП зависит от многих факторов.
  • Комплексная авто экспертиза после ДТП – это совокупность всех описанных выше проверок либо нескольких из них. Проводится для того, чтобы можно было составить целостную картину произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Порядок проведения независимой экспертизы

На практике порядок проведения независимой экспертизы выглядит следующим образом.

После того, как произошло дорожно-транспортное происшествие, потерпевший должен обратиться в страховую фирму в установленном порядке. Ему необходимо подать заявление на выплату страховой компенсации. На автовладельца накладывается обязанность предъявить повреждённый автомобиль фирме-страховщику в течение пяти дней с момента ДТП.

Делается это для того, чтобы страховая фирма провела осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля.

В случае, когда после осмотра повреждённого автомобиля у страховой фирмы возникнут какие-либо вопросы по обстоятельствам ДТП, в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате, она сможет за свой счет организовать независимую экспертизу.

Независимая экспертиза обстоятельств ДТП назначается и проводится в ситуациях, когда у страховщика и потерпевшего появляются разногласия по поводу обстоятельств аварии, размеров восстановительного ремонта после экспертизы страховой компании после ДТП.

Когда страховая компания не провела осмотр поврежденного транспортного средства и не назначила проведение независимой экспертизы, потерпевший сможет самостоятельно обратиться к эксперту с целью поручения дальнейшего осмотра автомобиля, пострадавшего в аварии.

Если есть необходимость, проведение независимой экспертизы назначается повторно. Это происходит в таких случаях, как несогласие потерпевшей стороны с выводами эксперта. Потерпевший вправе самостоятельно стать инициатором проведения повторной независимой экспертизы авто.

Проведение повторной независимой оценки проводится по тем же вопросам, что и были и при первой экспертизе, но проводить ее будет уже другой эксперт.

Согласно общим правилам проведения независимой экспертизы, можно провести также дополнительную независимую экспертизу мотоцикла или авто после ДТП.

Дополнительная оценка автомобиля, пострадавшего в ДТП проводится тогда, когда возникли вопросы, которые требуют экспертного мнения.

Также проведение дополнительной экспертизы необходимо в тех случаях, когда открылись новые обстоятельства ДТП, которые не были включены экспертом в первичное заключение. Оспорить экспертизу по ДТП можно через суд.

Этапы проведения независимой экспертизы

Стоит особенно внимательно отнестись к выбору оценочной компании. Нелишним будет изучить побольше информации о ней. Обязательно заключение договора с компанией о проведении независимой экспертизы.

В договоре прописывается место и время проводимой экспертизы. О времени и месте проведения участники ДТП оповещаются заранее. Не все автовладельцы знают, как проводится экспертиза автомобиля после ДТП.

Экспертиза состоит из таких этапов:

  1. Осмотр места происшествия и автомобилей с обязательным использованием фото и видеосъёмок. С помощью видеокамеры или фотоаппарата все повреждения фиксируются вместе с государственным номерам авто, VIN-кодом. На этом же этапе проводится исследование на наличие скрытых повреждений.
  2. Следующим этапом становится оценка повреждений машины после аварии, что указывается в заключении в виде акта с фотоотчетом. На процедуру оценки и расчета суммы компенсации уходит не более 3-х дней. В письменном акте должен прописываться полный перечень повреждении (как видимых, так скрытых), а также размер финансовых трат, необходимых для восстановления авто.

По итогам экспертизы выдается отчет, который содержит такие сведения, как: цели, задачи проведенных исследований, итоговый размер суммы нанесенного ущерба, список нормативных актов, которые использовал эксперт в ходе работы по оценке авто, обоснованные критерии принятого решения о характере повреждении, стоимость работы эксперта.

Источник: https://roadadvice.club/2710-kak-provoditsya-ekspertiza-dtp-posle-dtp-etapy-vidy-ekspertiz-posledovatelnost-deistvii

Судебно-медицинская экспертиза после дорожно-транспортного происшествия

Экспертизы назначаемые при дтп

При дорожно-транспортном происшествии может быть нанесен вред не только транспортным средствам участников ДТП, но и здоровью третьего лица. Нередко ДТП также становится причиной смерти человека.

Именно в подобных ситуациях на практике и возникает необходимость назначения судебно-медицинской экспертизы (СМЭ). Ниже приведены порядок назначения и особенности проведения данной экспертизы.

Что такое судмедэкспертиза после ДТП?

Судмедэкспертиза после ДТП — это вид исследования, который можно охарактеризовать, как перечень профессиональных действий, направленных на выявление факта причинения вреда здоровью физического лица, а также определения его тяжести. Данная экспертиза также проводится с целью выявления причины смерти человека.

Судмедэкспертиза после дорожно-транспортного происшествия могут проводить только специалисты, которые имеют соответствующее образование и определенный опыт работы. После осуществления всех необходимых действий эксперт выдает специальное письменное заключение, которое отражает результаты СМЭ и в дальнейшем может быть использовано в качестве доказательства при судебном разбирательстве.

СМЭ имеет особое значение в тех случаях, когда в результате ДТП пострадали люди. Именно на основании медицинского заключения виновник в дальнейшем может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.

Например, если здоровью потерпевшего был причинен вред легкой или средней тяжести, то виновник может быть привлечен к административной ответственности.

А если состоянию пострадавшего был причинен тяжелый вред или произошла дорожная авария со смертельным исходом, то виновник может быть привлечен к уголовной ответственности.

Виды

Специалисты разделяют судмедэкспертизу после ДТП на несколько видов по различным критериям. Например, если учитывать объект исследования, то судебно-медицинское исследование может быть проведено:

  • по отношению к живому человеку;
  • по отношению к трупу.

Каждый из этих видов имеет свои особенности проведения, которые необходимо в обязательном порядке учесть.

СМЭ можно различить и тем, кто проводить исследование. В этом случае бывают судмедэкспертизы, проведенные государственными учреждениями и независимыми организациями.

Закон гласит, что каждый может прибегнуть к услугам независимого экспертного учреждения.

 Необходимо обращаться именно в такую организацию, которая имеет разрешение на осуществление подобных работ, и в которой работают соответствующие специалисты.

Судебно-медицинская экспертиза с случае дорожно-транспортного происшесвия может также быть:

  • комплексной;
  • повторной;
  • комиссионной.

При комплексном изучении объекта СМЭ назначается вместе с другими экспертизами, и ее проводят сразу несколько специалистов различной категории.

Если говорить о повторном исследовании ДТП, то оно может проводиться в тех случаях, когда при осуществлении первичных работ остались вопросы, на которые не были даны окончательные ответы.

  Повторная экспертиза может также проводиться в тех случаях, когда результаты первичной сомнительны.

Комиссионная судмедэкспертиза  проводится комиссией, которая состоит из нескольких экспертов. Все они должны подписать итоговое заключение. Если один из них не согласен с окончательным результатом, он дает специальное мнение.

Назначение судмедэкспертизы при дорожно-транспортном происшествии

Судебно-медицинская экспертиза —  один из наиболее распространенных видов исследований после оформления ДТП, который очень часто назначается на практике.  Она всегда назначается в тех случаях, когда здоровью потерпевшего был нанесен вред, даже незначительный.

В основном на практике применяется следующая схема: если на место происшествия приезжает машина скорой помощи, то по этому делу назначается СМЭ.

Подобное возможно также в тех случаях, когда пострадавший обращается за помощью в медицинское учреждение самостоятельно.

Данный вид экспертизы может быть назначен как судом, так и следователем или дознавателем. Она может проводиться как в суде, так и в досудебном порядке. Кроме того услугами независимого эксперта могут воспользоваться как потерпевший, так и виновник дорожно-транспортного происшествия.

Как проводится исследование?

Судмедэкспертиза после ДТП, как и любой другой вид исследований, может быть проведена на основании соответствующего решения. А именно документа, принятого уполномоченным органом (например, судом или дознавателем), который служит основанием для проведения экспертного исследования. В нем должна быть указана следующая информация:

  • данные лица, по решению которого назначается судмедэкспертиза после ДТП;
  • наименование учреждения, которое должно проводить СМЭ (или данные конкретного эксперта);
  • дело, по которому назначается СМЭ;
  • перечень вопросов, на которые должен ответить эксперт;
  • данные об объекте исследования;
  • данные об образцах, которые предоставляются эксперту, если таковые имеются и т.д.

К эксперту может обратиться потерпевший или виновник ДТП. В этом случае для осуществления исследовательских работ заключается соответствующий договор, которым также регулируются правоотношения между исполнителем и заказчиком. В нем предусматриваются не только сроки и порядок проведения исследования, но и  размер вознаграждения исполнителя.

После проведения всех необходимых исследований эксперт составляет соответствующее заключение. Это – важнейший документ, который может быть использован в суде как отдельное доказательство.

В заключении должна быть отражена следующая информация:

  • данные эксперта, который проводил СМЭ;
  • данные объекта экспертизы;
  • тщательное описание всех тех исследований, которые проводились в ходе СМЭ;
  • использованные при СМЭ методы изучения;
  • вопросы, на которые должен был ответить эксперт;
  • ответы на все вопросы, с тщательным описанием процесса их получения.

Заключение эксперта должно быть полным и содержать ответы на все поставленные вопросы. Если в нем имеются недочеты и непонятные моменты, то может быть назначена повторное исследование.

Если СМЭ после аварии была проведена в ходе судебного разбирательства, то при наличии непонятных моментов и вопросов эксперт может быть вызван в суд и допрошен касательно предоставленного им заключения.

Также необходимо знать о том, что эксперт может быть привлечен к уголовной ответственности за составление ложного или неправильного заключения. Об этом он предупреждается перед началом своей деятельности.

Сроки судмедэкспертизы после ДТП

Действующее законодательство довольно тщательно регулирует порядок и правила проведения судмедэкспертизы после ДТП. Но закон не предусматривает конкретных сроков осуществления экспертной деятельности.

Это в первую очередь обусловлено тем, что подобная работа требует проведения различных исследований. В некоторых случаях для выявления тяжести причиненного здоровью потерпевшего вреда необходимо проведение различных тестов и анализов, которые могут занять до нескольких месяцев.

Соответственно, закон гласит, что экспертиза должна быть проведена в разумные сроки.

В некоторых случаях судебно-медицинская экспертиза после автомобильной аварии  должна быть проведена в максимально короткие сроки. Например, если она проводится для выявления причин смерти, то эксперт должен дать свое заключение в течение 1-2 дней.

Кроме того необходимо помнить о том, что если СМЭ проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между заказчиком и исполнителем, то в этом случае, в тексте соглашения могут быть указаны четкие сроки осуществления экспертизы. При их нарушении исполнитель может быть привлечен к ответственности, которая предусмотрена в договоре.

Судмедэкспертиза при дорожно-транспортном происшествии с пешеходом

Если пострадавшим является не водитель транспортного средства, а пешеход, то в этом случае судмедэкспертиза после ДТП подлежит обязательному проведению на основании  соответствующего решения уполномоченного органа. На  практике в подобных ситуациях всегда возбуждается уголовное дело, соответственно исследование проводится на основании решения дознавателя или следователя.

Даже если здоровью потерпевшего не был нанесен тяжелый вред, и после ДТП он поехал домой, при необходимости он должен явиться в соответствующее медицинское учреждение для проведения нужных исследований.

Исследование при дорожной аварии с летальным исходом

При ДТП с летальным исходом в качестве объекта судмедэкспертизы выступает труп. Как и в предыдущем случае, возбуждение уголовного дела в подобных ситуациях является обязательным, и велика вероятность того, что виновник будет привлечен к уголовной ответственности.

При проведении СМЭ  при ДТП с летальным исходом основным вопросом, который задается эксперту, является определение причин смерти потерпевшего и их причинно-следственной связи с действиями виновника дорожно-транспортного происшествия.

В основном на практике подобная экспертиза проводится на основании решения следователя, но  в некоторых случаях основанием для проведения служит также решение суда.

Стоимость судмедэкспертизы после ДТП

Многих интересует стоимость судмедэкспертизы после ДТП. На самом деле она зависит от следующих факторов:

  • перечень поставленных перед экспертом вопросов;
  • сложность исследовательской деятельности;
  • методы, которые должны применяться при проведении СМЭ;
  • учреждение, в котором проводится судмедэкспертиза и т.д.

Все это влияет на стоимость проведения СМЭ. Но в среднем подобная экспертиза после дорожно-транспортного происшествия стоит 15 000-30 000 рублей.

Можно ли отказаться от судмедэкспертизы?

Данный вопрос получил свое четкое правовое регулирование. Если речь идет о потерпевшем, то по сути, он не может отказаться от прохождения судебно-медицинской экспертизы после ДТП. За это предусмотрено наказание ст. 308 УК РФ. При этом по отношению к потерпевшему могут быть применены следующие виды наказания:

  • штраф в размере до 40 000 рублей;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • арест на срок до 3 месяцев.

Когда нельзя проводить судебно-медицинское исследование после ДТП?

Судмедэкспертиза не может быть проведена без наличия оснований для ее проведения. Например, если в ДТП участвовали 2 машины, водители которых не получили каких-либо травм и никто не жалуется на ухудшение состоянии, то в этом случае проведение СМЭ не является обязательным.

Кроме того для ее проведения требуется наличие соответствующего решения уполномоченного органа или гражданско-правового договора о предоставлении данной услуги.

Особенности проведения судмедэкспертизы

Судебно-медицинская экспертиза после ДТП имеет следующие особенности:

  • проведение в медицинском учреждении и специалистом, который имеет соответствующее образование и опыт работы;
  • объектом СМЭ могут быть как живые люди, так и трупы;
  • проведение после ДТП с целью выявления степени причиненного здоровью потерпевшего вреда;
  • осуществление на основании соответствующего решения уполномоченного органа или при наличии договора, заключенного между заказчиком и исполнителем;
  • возможность проведения как в досудебном процессе, так и в ходе судебного разбирательства т.д.

Источник: https://zakon-voditel.ru/oformlenie-dtp/sydmedekspertiza

Судмедэкспертиза после ДТП. Кто назначает и как проводится?

Экспертизы назначаемые при дтп

Судмедэкспертиза при ДТП (СМЭ), как правило, является неотъемлемой частью судебных тяжб. Страховщики в большинстве случаев перекладывают покрытие расходов по выздоровлению на полис ОМС (обязательное медицинское страхование). Однако не все процедуры готова предоставить бесплатная медицинская страховка.

Здесь важно рассчитывать и добиваться покрытия издержек от СК виновника или его собственных средств по суду. В таком случае судья может посчитать целесообразным назначение судебно—медицинской экспертизы повторно.

От определения степени тяжести травм потерпевшего по заключению эксперта зависит сумма компенсации. С 1 апреля 2015 г. вступило в силу постановление № 150, кардинально поменявшее старую систему возмещения ущерба по потере здоровья или жизни участников аварии. Одним из изменений является то, что компенсация может выплачиваться уже в процессе лечения.

Восстановление здоровья от посттравматического стресса подразумевает дополнительные расходы, которые не предоставляет ОМС. В таком случае назначается дополнительная страховая выплата.

По достижению к основным целям, назначение СМЭ делится на три этапа:

  • Определение степени тяжести утраты здоровья потерпевшего от полученных травм.
  • Установление степени недееспособности в результате ДТП (I, II, III группы инвалидности и другое).
  • Выявление причинно-следственной связи урона физического или психоэмоционального по причине аварии. Другими словами, доказывается то, чем обусловлено появление увечий или расстройств, аварийной ситуацией или иными причинами, не зависящими от нее.

Кто назначает экспертизу?

Несмотря на тяжесть увечий, и полученных травм применяется СМЭ, даже если повреждения небольшие. Практика показывает, что при вызове на место ДТП машины «Скорой помощи» автоматически прикрепляется медицинское судебное обследование. При личном обращении участника наезда в медучреждение также проводится судмедэкспертиза.

Необходимо знать, что данная процедура назначается тремя представителями власти:

  • Судьей.
  • Следователем.
  • Дознавателем.

Оформление СМЭ происходит как в ходе судебных слушаний, так и в досудебном порядке. Заявлять о необходимости процедуры уполномочены обе стороны дорожно-транспортного происшествия как виновная, так и пострадавшая.

Стоит упомянуть о том, что судья уполномочен вызывать специалистов для медицинского исследования лишь в том случае, когда это целесообразно. Заявитель, который настаивает на том, что должна быть проведена судебно-медицинская оценка, обязан аргументировать свой запрос конкретными фактами и существенными обстоятельствами.

Как проводится исследование при ДТП?

После того как заявитель привел неопровержимые доказательства в подтверждение целесообразности проведения медицинского освидетельствования, судья выносит соответствующее решение. Документ, подтверждающий необходимость процедуры, должен содержать следующую информацию:

  • Ф. И. О. лица, в отношении которого инициируется процесс.
  • Наименование государственного или независимого судебно- экспертного учреждения.
  • Номер (наименование) дела, в отношении которого составляется анализ.
  • Список вопросов, задаваемых специалисту.
  • Характеристика физических и психических травм пациента.
  • Данные образцов, имеющихся для исследования.

На заметку! Заявитель имеет право лично обращаться к медэксперту, заключив с ним договор по оказанию услуг. В договоре отражаются сроки исследовательских работ, порядок и сумма оплаты. Без разрешения суда или дознавателя медицинское обследование не будет считаться судебным.

Сначала идет подготовка к исследовательским работам. Собираются данные по изучаемым объектам. При невозможности их доставки, специалист выезжает на место автокатастрофы. В экспертном здании располагаются различные отделы, куда и поступают материалы по мере их принадлежности.

Далее следует первичное изучение предоставленных сведений об объекте. Оценка материалов либо дает ответы на выдвинутые вопросы, либо нет. В любом случае специалист рапортует о положении вещей руководству, а также о необходимости устранения препятствий на пути к получению результатов.

Дальнейшее проведение судмедэкспертизы подразумевает устранение препятствий возможными способами.

Пользуясь документацией по делу, справками и постановлениями о ДТП и иных прилагаемых бланков (карта больного, справка из отделения «Скорой помощи» и т. д.

), специалисты прорабатывают и анализируют все источники. Возможно, потребуются дополнительные сведения от других оценщиков в области трасологии или автотехники.

Касаемо живых потерпевших, тяжесть причиненного здоровью вреда устанавливается на конечном этапе выздоровления. Несмотря на то что лечащий врач достаточно осведомлен о действительном состоянии пациента, он не может выступать в роли судмедэксперта.

Важно! Лечение и медосвидетельствование вместе с документальным подтверждением должны проходить в рамках экспертной законодательной деятельности РФ.

Значимость заключения эксперта

В конце исследования составляется заключение тем сотрудником, который над ним работал. Такой документ играет ключевую роль в судебном процессе, поскольку на основании его показаний делаются выводы, и выносится окончательный вердикт.

От заключения эксперта зависит размер страхового возмещения, определяется истинный виновник и его ответственность перед законом. Выявляется степень полученного вреда и утраты возможности работать жертве автокатастрофы, а также другие показатели, влияющие на жизнедеятельность человека.

Небольшая оговорка для тех, кто несогласен с последними показателями заключения, внесет полную ясность. Любая оценка эксперта не является безусловной.

На основании убедительных доводов и решения суда можно опровергнуть первичный и дополнительный анализ, вызвав повторный или комплексный пересмотр показателей.

Причиной для опровержения первичной оценки могут стать выявленные нарушения госслужащих.

Возникновение новых вопросов также подразумевает дополнительное вмешательство медработников.

В среднем по стране аналитическая деятельность подобного рода обходится в 15 000–30 000 рублей. В конечном итоге все издержки будет покрывать проигравшая сторона.

Внимание! Отказ от судебно-медицинской экспертизы грозит наказанием УК РФ по статье 308. Наказание предполагает несколько разновидностей: Штраф до 40 00 рублей. Принудительные работы до 12 месяцев.

Арест до 3 месяцев.

Надеемся, что данная статья поможет вам грамотно добиться справедливости и максимально снизить незапланированный стресс! Повторение – мать учения. Вспоминаем правила поведения при ДТП

Понравилось — ставим палец ВВЕРХ и подписываемся на канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/myautohelp/sudmedekspertiza-posle-dtp-kto-naznachaet-i-kak-provoditsia-5b48540e825d7d00a96ff646

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.