Левченко виктор иванович

Наша Родина могуча и непобедима, потому что ее сыны отдают ей не только энергию и силы, но когда надо, и жизнь Сигизмунд Леваневский Виктор Левченко «Правда» – презентация

Левченко виктор иванович

1

2 Наша Родина могуча и непобедима, потому что ее сыны отдают ей не только энергию и силы, но когда надо, и жизнь Сигизмунд Леваневский Виктор Левченко «Правда» октябрь 1936г.

3 Одним из пионеров советской полярной авиации, лучшим штурманом 30-х годов ХХ века, был мой дед- Левченко Виктор Иванович, флаг-штурман Балтийского флота, участник перелета из Лос- Анджелеса в Москву, награжденный орденом Ленина. В 1937 году погиб с экипажем Сигизмунда Леваневского во время перелета Москва- Северный полюс- Сан- Франциска.

4 В.Левченко…»лучший штурман страны, флаг-штурман Балтийского флота, красивый, веселый, обаятельный, жизнерадостный, заботливый отец, верный друг» воспоминания Г.Байдукова, В,Чкалова, Б.Чертока, О.Шмидта и др.

5 Виктор Иванович Левченко родился 18 августа 1906 года. В 18 лет комсомолец Виктор Левченко был направлен в Ленинград в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. В авиацию он пришел в 1929 году, когда в севастопольской школе морских летчиков была скомплектована из команди­ров Рабоче – Крестьянского Красного Флота группа летчиков – наблюдателей.

Там же, в школе морских летчи­ов, Виктор Левченко познакомился со своим будущим командиром Сигизмундом Леваневским, в те годы инструктором школы летчиков. Первое знакомство летчика В.И.Левченко с Севером годы, работа в чукотской летней экспедиции, где он летал вместе с пилотом А. Ф. Бердником на самолете Р-5 в качестве летчика-наблюдаеля.

В те годы, когда должность штурмана только-только входила в постоянные обязанности членов экипажа, именно летчик – наблюдатель или второй пилот следил за курсом в полете и прокладывал его на карте. Основной задачей летной экспедиции была топографическая съемка и составление карт, а ее непосредственным итогом карта восточной и южной Чукотки, изданная в 1934 году в Ленинграде.

Но, кроме это­го, самолеты экспедиции были задействованы для выполнения других работ – для оказания помощи пароходам «Лейтенант Шмидт» и «Колыма»,застрявшим на зимовку у коварного для пилотов и моряков мыса Онман, а так же для вывоза людей с острова Врангеля.

В 1933 году Сигизмунд Леваневский получил назначение: вести ледовую разведку в Восточном секторе Арктики на самолете Н-8 летающей лодке «Дорнье – Валь». Виктор Левченко занял место штурмана в экипаже Леваневского. Однако перед ледовой разведкой экипажу в тот год пришлось выполнять совсем другое задание. В 1933 году американский летчик Джеймс Маттерн собрался выполнить полет вокруг земного шара.

На заключительном этапе полета Маттерн вылетел из Хабаровска в направлении Анадыря и исчез. Начались поиски оказалось, что американский летчик совершил посадку на берегу реки Анадырь, примерно в 80 километрах от окружного центра, и его самолет получил повреждения.

6 Экипажу Леваневского было дано срочное задание взять Маттерна на борт самолета в Анадыре и доставить его на Аляску. Один этот полет был заметным событием в летной биографии летчика Леваневского и штурмана Левченко. После этой экспедиции мой прадед был признан – Национальным Героем Соединенных Штатов Америки.

Перелет из Хабаровска в Анадырь с посадкой в штормовом море возле Охотска и перелет на гидросамолете над горами Северной Камчатки и южной Чукотки позже по этому маршруту, но все же на сухопутных машинах другие экипажи будут лететь на спасение челюскинцев, вылет на перегруженной машине из Анадыря и посадка в тумане возле острова Св.

Лаврентия, старт на Ном с минимальным запасом горючего, на обратном пути посадка на мелководное озеро на американском берегу и взлет в сложнейших условиях. Виктору Левченко в этом полете, кроме своих штурманских обязанностей, пришлось выполнять также роль переводчика он знал английский язык.

В это время газеты писали: «Перелет экипажа Леваневского из Хабаровска в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчику Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях». Сам С.

Леваневский, подробно рассказавший о полете на Аляску в небольшой книжке «Моя стихия», вышедшей в Ростове-на-Дону в 1935 году, кажется, не находил в своей работе ничего героического, отмечая личные качества и заслуги всех членов своего экипажа. Возникшая в конце 1934 года у С.А.

Леваневского идея перелета через Северный полюс в Америку увлекла и моего прадеда Виктор Иванович Левченко с самого начала принимает активное участие в подготовке и организации этого перелета.

7 3 августа 1935 года на самолете АНТ-25 вместе Г.Ф. Байдуковым экипаж отправился в трансарктический перелет через Северный полюс. Перелет был прекращен по техническим неполадкам самолета.

Когда самолет находился над Баренцевым морем, об­ аружилась неисправность утечка масла, серьезная опасность для одномоторного самолета. Было принято трудное для экипажа решение повернуть назад.

Штурман Левченко, выполняющий обязанности радиста, связывается с аэродромами, экипаж просит посадку и никто не берет на себя риск принять неисправную машину, перегруженную горючим для трансарктического перелета.

В конце концов принимается решение произвести посадку на аэродроме Кречевицы под Новгородом, перед посадкой экипаж сливает часть горючего и все же едва не случилась авария: при посадке воспламенились осветительные ракеты.

Потом разобрались, что утечка масла в полете возникла вследствие недостатков конструкции и сборки маслопровода. Самолет АНТ-25 еще два года доводили. На этом самолете позже В. Чкалов, Г. Байдуков и А. Беляков совершили беспосадочный перелет Москва Остров Удд. После этого тот же экипаж проложил первую трассу через Северный полюс из Москвы в США, на втором, модифицированном, АНТ-25-1 экипаж М. Громова тем же маршрутом долетел почти до мексиканской границы.

8 Первые перелеты советских самолетов через Северный полюс в Америку давно стали историей. Трансполярная трасса, вопреки романтическим ожиданиям 30-х годов, не используется для регулярных полетов. Меняется историческая оценка событий. Однако новое поколение по-прежнему живет в надежде, что тайна «Н-209» когда- нибудь перестанет быть тайной.

История полета экипажа Леваневского держится в памяти ныне живущих не только таинственностью и трагизмом хотя может быть, именно такие драматические события заставляют лучше помнить наше прошлое, связанное с исследованиями высоких широт. Неизменным остается преклонение перед подвигом.

Восхищение мужеством, героизмом, верностью профессиональному долгу полярных летчиков остается не только в истории авиации и в истории страны оно продолжает жить в последующих поколениях. Потомки хранят память об экипаже «Н-209», навсегда ушедшем в арктическое небо 73 года назад. До сих пор Арктика не открыла своей тайны.

Многие исследователи Арктики продолжают поиски самолета, существуют множество версий гибели экипажа. Имена героев Арктики были навсегда увековечены в названиях улиц во многих городах нашей огромной страны.

Остров Леваневского на Земле Франца-Иосифа; гора Леваневского в Антарктиде; мыс Левченко – на западной оконечности острова Сальм (Земле Франца-Иосифа).И в географическом справочнике фамилии Леваневского и Левченко-стоят рядом!

9 Выросло уже не одно поколение в семьях отважных полярных летчиков. Через пол века в нашей семье родился правнук В.И.Левченко­­ названный Виктором (мой брат) А в день последнего старта самолета моего прадеда Виктора Ивановича Левченко родилась я (12 августа 1991). Наша семья бережно хранит память этому событию.

письма, фото, документы, личные вещи, сотрудничает с музеями и журналистами, семьями и потомками других членов экипажа Н- 209,передовая из поколения в поколения историю семьи. К сожалению,почти не кого не осталось из детей героев Арктики История моего прадеда – одна из страниц истории нашей страны.

Каждый год 13 августа мы собираемся у памятника в Москве с потомками членов экипажа возлагаем цветы и помним наших дедов и прадедов. На последний встрече с журналистами выдвинуты новые версии гибели экипажа и место трагедии Арктики.

Возможно что именно мне и моему поколению удастся разгадать тайну Арктики год войдет в историю мировой авиации яркой, никогда не забываемой страницей. Усилиями советских летчиков в этом году завоеван Северный полюс, продолжен великий трансполярный воздушный путь между двумя материками.

Путь этот сближает народы, рассеивает легенды о недоступности Арктики, открывает новую эпоху в истории международных связей.

10 После неудачной попытки перелета экипаж прибыл в Москву, состоялось заседание в Кремле. Сталин разрешил Леваневскому и Левченко отправиться в Америку и приобрести самолет для перелета. Обратно они вернулись на самолете инженера Жерара Вальти.

Перелет Лос-Анджелес-Сан-Франциско-Москва вдоль тихоокеанского побережья насчитывал около 18 тысяч километров, перелет был трудным и опасным,но освещался всей мировой прессой много дал для развития авиации.

Моcква встречала своих героев! ««Вальти» еще скользил по траве аэродрома,когда рядом с ним остановились легковые автомобили – это прибыли руководители партии и правительства. Виктор первым выпрыгнул из кабины. Веселый и взволнованный, он был немного смущен непривычно торжественной обстановкой встречи.

Штурману протянули большой красный конверт: -Это вам от товарища Сталина. Виктор вскрыл конверт: «Герою Советского Союза летчику Леваневскому, штурману Левченко. Братский привет отважным сынам нашей Родины. Поздравляю Вас с успешным выполнением плана исторического перелета. Крепко жму Ваши руки. И.Сталин»

11

12

13

14 Газета «Правда» опубликовала рапорт героев партии и правительству, в котором они писали: «Мы чувствовали огромную любовь и поддержку своей прекрасной Родины, на благо которой мы готовы отдать все-силы, знания, жизнь» О трассе, которой прошли Леваневский и Левченко, мечтали и другие пилоты,в частности, Вилли Пост.

Но покорилась эта трасса только соколом Страны Советов. [2] В 1937 году правительство предложила Леваневскому новый самолет:- это было четырехмоторный красавец – гигант, созданный В.Ф. Болховитиновым на базе бомбардировщика ТБ-3, бортовой номер “Н-209”.

12 августа, на стартовой горке Щелковского аэродрома самолет готовили к полету по такому же маршруту – через Северный полюс в Америку. В конце дня на аэродром прибыли члены правительственной комиссии, журналисты.

Все они и друзья-летчики желают счастливого пути и благополучной посадки командиру экипажа Герою Советского Союза Сигизмунду Леваневскому, второму пилоту Николаю Кастанаеву, штурману Виктору Левченко, радисту Николаю Галковскому, бортмеханикам Николаю Годовикову и Григорию Побежимову. Крепкие рукопожатия, объятия.

15 “2 часа 54 минуты… Высота 2300 метров. Идем над сплошными облаками. Все в порядке”. Радист и пилоты вели радиопереговоры с Папаниным, со станцией “Северный полюс- 1”. Оказалось, на пути самолета Н-209 встал мощный циклон. “3 часа 50 минут. Слышим оба маяка хорошо. Однако к Рудольфу прямо по курсу идти нельзя.

Высокая облачность к востоку от 50-го меридиана. Идем к Земле Александры…” Тяжелая машина забиралась все выше и выше, переваливая через мощный фронт облачности. Надели кислородные маски. Двигаться и дышать трудно – большая высота. “13 часов 40 минут. Пролетаем полюс. Дался он нам трудно.

Начиная от середины Баренцева моря, все время облачность. Высота 6000 метров, температура за бортом минус Сильный встречный ветер. Сообщите погоду по ту сторону полюса. Все в порядке. Леваневский, Кастанаев, Левченко, Галковский, Годовиков, Побежимов”. Машина шла над самым верхним краем сплошного и тяжелого месива облаков.

Кромки крыльев начали покрываться льдом, самолет потяжелел и управлять им стало труднее. Вместо ставшего уже привычным за минувшие с начала полета часы сообщения “Все в порядке” на этот раз радисты приняли с борта Н-209 тревожное известие: “14 часов 32 минуты. Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода.

Высота 4000 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите…”

16 Вечерело. Двигатели выводятся на взлетный режим, и тяжелая машина весом 35 тонн побежала по взлетной полосе. В колеса отрываются от земли. Думал ли тогда кто-нибудь из провожавших машину в полет, что ее больше не увидит никто и никогда…

С этого часа лишь короткие радиограммы рассказывали о том, что происходило на борту. ” Диксон принял. Слышу хорошо…” Самолет уходил все дальше на север. “В прошли остров Моржовец. Высота полета 2600 метров. Три часа идем ночью.

Леваневский и Кастанаев ведут самолет по приборам. В самолете горят все кабинные огни. Все в порядке”. На борту шла обычная работа экипажа. Каждый занят своим делом. “Колдует” над полетными картами и синоптическими таблицами штурман Виктор Левченко.

Командир уверен в его мастерстве и знаниях, верит ему, как самому себе.

17 Экипаж 12 августа 1937 : справа штурман Виктор Левченко, бортмеханики Николай Годовиков, Григорий Побежимов; Сигизмунд Леваневский, второй пилот Николай Кастанаев, радист Николай Галковский

18 Виктор Иванович ( , дочь (Валентина Левченко ) Дочь (Татьяна Левченко (моямама) ) Жена (Екатерина Федотовна ( )

19 1936г. США

20

21 70 лет спустя после гибели Н-209…

Источник: http://www.myshared.ru/slide/774835/

Старый Мариуполь » ШТУРМАН АРКТИЧЕСКИХ ТРАСС

Левченко виктор иванович

12августа 1937 года стартовал межконтинентальный трансполяр­ный перелет СССР — США. На борту самолета Н-209 под командовани­ем Героя Советского Союза С.А. Леваневского находился и уроженец Мариуполя штурман В.И. Левченко.

13августа связь с самолетом Леваневского оборвалась…

Виктор Иванович Левченко приехал в Мариуполь навестить мать осенью 1936 года.

Вместе со своим командиром и другом Сигизмундом Александро­вичем Леваневским он только что совершил беспримерный по тому времени межконтинентальный перелет протяженностью в 20 тысяч ки­лометров. На самолете «Вольти» отважные летчики перелетели из США в СССР, причем большая часть их маршрута проходила над Арктикой.

«Ваш перелет, — писал в своей приветственной телеграмме Отто Юльевич Шмидт, — соединил через Арктику Америку, Азию и Европу и является блестящей подготовкой к осуществлению великой идеи трансарктической связи между материками». А «Правда» в те дни пи­сала:

«В историю советской авиации входит еще одна победа. В борьбе за освоение международного пути Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко вписали великолепную, полную мужества, отваги и мастер­ства страницу».

В Москве на аэродроме им устроили торжественную встречу. Руко­водители партии и правительства пожимали им руки, звучали привет­ственные речи, гремели аплодисменты. Затем их усадили в открытую машину, увитую цветами, и повезли в Москву.

https://www.youtube.com/watch?v=X2tugh93564

Горячо встретили Виктора Левченко и в Мариуполе.

Он родился в этом городе, когда раскаты первой русской революции сотрясали страну. Его отец, паровозный машинист, вместе с мариупольскими же­лезнодорожниками активно уча­ствовал в декабре 1905 года во всеобщей политической забас­товке рабочих и служащих желез­ных дорог России.

Виктору ис­полнилось одиннадцать, когда грянул Октябрь. Он учился в шко­ле, которая сейчас носит N 21. Подросток самозабвенно любил море, но с неменьшей силой влекло его в Пятый океан, в небо.

Он нашел счастливую возмож­ность соединить эти две страс­ти: стал штурманом морской  авиации, служил на Черномор­ском флоте.

Молодой, красивый, жизнерадостный, остроумный, с новеньким ор­деном Ленина на груди, он сразу же завоевал симпатии и любовь своих земляков.

Он встретился с ильичевскими металлургами, с другими трудящимися города, и всегда в залах, где эти встречи происходили, безукоризненная тишина поминутно взрывалась аплодисментами и хохотом, потому, что Виктор Иванович рассказывал о своей работе с Леваневским так, будто их полеты были увеселительными пригород­ными прогулками со смешными недоразумениями и уморительными приключениями. Но слушатели знали, какое мужество, высокое мас­терство проявили эти два человека, чьи имена знала вся страна, — Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко.

Они познакомились и подружились в 1933 году. Леваневский полу­чил тогда ответственное задание перегнать летающую лодку «Дорнье — Валь» из Севастополя в Хабаровск, оттуда перелететь на Чукотку и об­служивать ледовой разведкой морские транспортные суда на Север­ном морском пути.

«В Хабаровске, — читаем мы в книге «Жизнь, отданная Арктике», — в экипаже появился штурман-радист Виктор Левченко — ладный черно­морский моряк крепкого сложения и веселого нрава. Он привез штур­манское оборудование, обмундирование для экипажа и… бесчислен­ное количество украинских песен, которые он прекрасно исполнял под собственный аккомпанемент».

Новый штурман сразу же занялся разработкой маршрута на Чукот­ку, но лететь пришлось в ином направлении: экипажу неожиданно вру­чили правительственную телеграмму с новым заданием.

Американ­ский летчик Джимми Маттерн, стартовав из Бенфильда (США), начал скоростной кругосветный перелет, но в районе Анадыря потерпел ава­рию.

Через двенадцать дней его нашли чукчи и привезли в Анадырь, откуда Маттерн слал телеграмму за телеграммой в Ном, городок на Аляске, конечный пункт кругосветного перелета. Госдепартамент США обратился к Советскому правительству за помощью.

Дипломатических отношений между нашими странами тогда еще не было, но президентом США уже стал Франклин Рузвельт и начал осуществляться его «новый курс». В этих условиях задание, которое получил экипаж Леваневского — разыскать американского летчика и доставить его в США, -было не только актом гуманизма, оно имело политическое значение.

Хотя на самолете Леваневского не успели установить рацию и на­ладить освещение, экипаж вылетел немедленно.

В те дни «Известия» писали: «Перелет Леваневского из Севастопо­ля в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчи­ку Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях…».

А вот что пишет о роли нашего земляка биограф Леваневского Ю.П. Сальников: «Самые большие трудности предстояло преодолеть штур­ману во время полета над бурным Охотским морем. Лететь без види­мых ориентиров, только по приборам.

Зато вместо кружного пути — прямая линия. Штурман Левченко вывел самолет точно на выбранный ориентир и выполнил задачу на «отлично». Сойдя на берег, обычно не склонный к сентиментальности, Леваневский обнял его и расцеловал.

С тех пор они всегда летали вместе».

Это не совсем точно. После полного приключений межконтинен­тального перелета, когда экипаж Леваневского доставил Маттерна в Ном, и возвращения на Родину, Сигизмунд Александрович принял уча­стие в эпопее спасения челюскинцев. Леваневский летел туда один, без Левченко, и стал одним из первых Героев Советского Союза.

Известны слова Валерия Чкалова, сказанные им о Леваневском: «Ему, а не мне принадлежит идея перелета через полюс…».

Да, идея трансполярного межконтинентального перелета через Се­верный полюс, столь блестяще осуществленного Валерием Чкаловым в 1937 году, была выдвинута Сигизмундом Леваневским в тридцать пя­том.

Леваневского приняли в Кремле, его план одобрили, создали ко­миссию во главе с Г.К. Орджоникидзе и А.Н. Туполевым.

Комплектуя экипаж, Леваневский назначил штурманом, конечно же, своего испы­танного друга Виктора Левченко.

Они вылетели 3 августа 1935 года и рассчитывали через трое су­ток совершить посадку в США. Но когда самолет шел уже над Барен­цевым морем, вышел из строя маслопровод. Пришлось прекратить по­лет и вернуться на ближайший аэродром.

Вскоре экипаж вызвали на заседание Политбюро ЦК ВКП(б). Лет­чикам предложили отправиться в США и посмотреть, что можно купить для задуманного перелета, что можно использовать из богатого опыта американской авиапромышленности.

Леваневский и Левченко выехали в США. Оттуда они в 1936 году и совершили знаменитый перелет Лос-Анджелес -Москва, за который наш земляк был награжден высшим орденом страны. К этому времени Виктор Иванович, которому Леваневский с самого начала доверял штур­вал, учил искусству пилотирования, окончил Качинскую школу пилотов и стал дипломированным летчиком.

Леваневский говорил:

— Меня увлекает идея перелета через полюс не только для рекорда. Я верю в создание новой и удобной регулярной трассы.

На Политбюро он заявил, что трансполярный перелет невозможен на одномоторном самолете. И когда был создан АНТ-25 и Чкалов пред­ложил Леваневскому как автору идеи перелета через Северный по­люс лететь в качестве командира экипажа, тот отказался.

Он не полетел с Чкаловым, в частности, потому, что прекрасный самолет АНТ-25 не мог брать с собой никакого груза, а четырехмоторный Н-209 конст­рукции В.Ф. Болховитинова мог совершить межконтинентальный пе­релет с двумя тоннами груза на борту.

Такого самолета не было еще нигде в мире, и на Леваневского он произвел очень сильное впечатле­ние.

Старт был назначен на 18 часов 15 минут 12 августа 1937 года. Вслед за командиром заняли свои места второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, радист Николай Галковский, бортмеха­ники Николай Годовиков и Григорий Побежимов.

— Твой день рождения, Виктор Иванович, — сказал перед вылетом Леваневский, — мы отметим в Америке.

Через шесть дней после старта Левченко должен был исполниться 31 год.

Встретил ли он свой тридцать первый день рождения и где — этого мы не знаем. 13 августа Н-209 прошел Северный полюс, а час спустя, в 14.32, с борта самолета поступило тревожное сообщение: «Крайний правый мотор выбыл из строя из-за порчи маслопровода. Высота 4600 метров. Идем в сплошной облачности. Ждите…».

Больше от экипажа Леваневского радиограмм не поступило, ни в тот час, ни позже — никогда.

Вся страна, весь мир прислушивался к радиоприемникам, вчитывал­ся в столбцы газет — что с Леваневским и его товарищами? Предпола­гали, что Н-209 совершил вынужденную посадку на льдину и не может сообщить о себе из-за неисправности рации. Знали, что у летчиков запас продовольствия на полтора месяца, теплая одежда и оружие. Ждали и надеялись.

Поиски пропавшего самолета велись международными силами мно­гие месяцы, но — безуспешно. Что случилось с машиной и экипажем, так и осталось загадкой по сей день.

Виктор Левченко начинал свою трудовую деятельность юнгой па­русника на Азовском море. У него был любимый афоризм: «Живем на море и умрем на море». Похоже, эти слова оказались пророческими.

* * *

В честь Леваневского и его товарищей названы несколько точек в Арктике и Антарктиде. Один из мысов на западной оконечности ост­рова Сальм (Земля Франца-Иосифа) назван именем мариупольца Вик­тора Левченко.

В географическом справочнике фамилии Леваневско­го и Левченко стоят рядом.

Конечно, роль здесь сыграл алфавитный порядок, но как символично, что имена неразлучных друзей и в геогра­фическом справочнике оказались рядом.

В 1936 году, во время перелета Лос-Анджелес — Москва, когда под крылом самолета проплывала ледяная Арктика, Виктор Иванович как- то сказал:

—  А в Мариуполе сейчас, на Азовском море, жара, должно быть, несу­светная. И вода в море — как теплый рассол.

—  Да, поваляться бы сейчас на горячем песочке, — поддержал разго­вор Сигизмунд Александрович.

—   А что, давай после перелета макнем к моей матери, покажу тебе Мариуполь, поплаваем в теплом море, не век же со студеными дело иметь.

—   Идет.

Леваневский в Мариуполь не приехал, так сложились обстоятель­ства. Но в этом городе друзья-побратимы все-таки встретились. В Мариуполе есть улица Леваневского, есть и улица Левченко. В 1986 году, когда в нашем городе открывали мемориальную доску в честь В.И. Левченко, из Ленинграда на торжество приехали дочери летчика- героя — педагог Валентина Викторовна и инженер Татьяна Викторовна.

Лев Яруцкий

«Приазовский рабочий», 12 августа 1987 года.

На фото: С. А. Леваневский со своим штурманом В. И. Левченко

Источник: http://old-mariupol.com.ua/shturman-arkticheskix-trass/

Левченко виктор иванович

Левченко виктор иванович

полярник, флаг-штурман авиации Балтфлота 

В экипаже полярного летчика Сигизмунда Александровича Леваневского участвовал в 1933 г. в спасении американского летчика Джимми Маттерна, который хотел побить мировой рекорд скорости в кругосветном перелете, установленный другим американцем В. Постом. Это был тяжелый полет для советского спасательного экипажа.

Штормы, снегопады преграждали летчикам путь. Экипаж решил лететь над морем, на острова Спарафьево и Магадан, сократив таким образом путь. Но самый тяжелый груз ответственности предстояло преодолеть штурману во время полета над Охотским морем – лететь только по приборам без видимых ориентиров. Штурман Левченко вывел машину и справился с задачей.

После такого «боевого крещения» Леваневский и Левченко всегда летали вместе.

«В те дни «Известия» писали о перелете экипажа «СССР-Н-8»: «Перелет Леваневского из Хабаровска в Анадырь на помощь потерпевшему аварию американскому летчику Маттерну войдет в историю северной авиации как героический рейс, совершенный в небывало трудных условиях», пишет в своей книге «Жизнь, отданная Арктике» Ю.П.Сальников.

Весной 1935 года Леваневский изложил свое предложение правительству и руководству партии о трансполярном перелете из Москвы через Северный полюс в США на самолете Туполева АНТ-25.

Вскоре было принято постановление Совета Труда и Обороны об организации трансполярного перелета и утвержден состав экипажа АНТ-25.

Этот перелет собирался стать самым сенсационным событием в истории отечественной и мировой авиации.

3 августа Сигизмунд Леваневский, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Виктор Левченко стартовали с взлетной полосы Щелковского аэродрома на самолете АНТ-25. Но через 10 часов, долетев до Баренцева моря, экипаж заметил струю масла, вытекавшего из-под капота.

Мнения разделились: Байдуков считал возможным продолжить полет, однако Леваневский как командир принял решение возвращаться.

При наземном анализе выяснилось, что прав был Байдуков: специалисты пришли к выводу, что при заправке масло было залито выше требуемого уровня и в полете излишки его стали выбрасываться через неудачно продуманную дренажную систему. Реальной опасности это не представляло, полёт можно было продолжать.

Леваневского не покидала идея перелета через полюс и для достижения этой цели предпочтение отдавалось машине Завода №22, бомбардировщика конструкции инженера Болховитинова.

Его в авральном порядке переделали в мирный транспортный самолет, который должен был совершить перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Аляска. Экипаж формировался Леваневским и специально созданным штабом перелета. На четырехмоторный самолет полагалось два летчика, два бортмеханика и штурман.

Летчики – Леваневский и Кастанаев. Бортмеханики – Годовиков и Побежимов. Штурманом был назначен известный полярник, флаг-штурман авиации Балтфлота и верный друг Леваневского – В.И. Левченко. Он оказал наибольшую помощь конструкторам самолета ДБ-А в установке навигационного оборудования.

Был он крепкого сложения , общительный и веселого нрава, любил играть на гитаре и петь украинские песни, которых он знал бесчисленное множество. После нескольких недель контрольных полетов на машине Н-209, был назначен день старта – 12 августа, взлетное время – 18.15, чтобы засветло прилететь на Аляску.

Экипаж должен был лететь через полюс без посадки до Фэрбенкса, заправить самолет и лететь в Нью-Йорк. После 35 секунд разгона по взлетной полосе 35-тонная машина оторвалась от земли и взяла курс на север…

Экипаж Леваневского:

(слева направо) радист Н. Я. Галковский, второй пилот Н. Г. Кастанаев, командир корабля С. А. Леваневский, бортмеханики Г. Т. Побежимов, Н. Н. Годовиков, штурман В. И. Левченко.

Самолет ДБ-А

Тревожные вести поступили днем 13 августа, когда самолет уже пересек Северный полюс: «14 часов 32 минуты. Отказал правый крайний мотор из-за неисправности маслосистемы. Идем на трех моторах. Высота полета 4600 метров при сплошной облачности…» После этого связь с самолетом прервалась.

Через два дня все центральные советские газеты опубликовали решение правительственной комиссии о развертывании поисков экипажа Н-209. Была организована грандиозная спасательно-поисковая операция, какой еще никогда не видела история.

Самое активное участие в поисках экипажа Леваневского принимали энтузиасты и исследователи Арктики из США и Канады. В начале 1938 года поиски Н-209 возобновили, но положительных результатов они не принесли.

Гибель прославленного экипажа и по сегодняшний день остается неразгаданной тайной, но попытки ее раскрыть предпринимаются и в наши дни.

13 августа 2007 года, в 70-ю годовщину трагической гибели геройского экипажа, на территории Государственного космического научно-производственного центра им. М.В.Хруничева, была открыта стела, увековечивающая его подвиг перед Родиной.

повествование о перелете Леваневского на сайте

Источник: https://chvvakush.ru/levchenko-viktor-ivanovich

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.