Татьяна ивановна куликова спб

Куликова Татьяна Ивановна. К проблеме социокультурных детерминант среды в развитии самосознания подростков. Tatyana I. Kulikova To the problem of Sociocultural determinants of environment in development of self-consciousness of adolescents

Татьяна ивановна куликова спб

Куликова Татьяна Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и педагогики, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула sdkulikov@yandex.ru

К проблеме социокультурных детерминант среды в развитии самосознания подростков

Аннотация
В статье рассматривается проблема влияния социокультурной среды на развитие самосознания подростков. Приводятся результаты исследования показателей самосознания подростков, обучающихся в разных типах образовательных учреждений и проживающих на территориях, имеющих  социокультурные различия.

Ключевые слова: самосознание, подросток, социокультурная среда 

Одним из наиболее значимых возрастных этапов для развития самосознания является подростковый возраст.

Подросток стремится определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве – осмыслить свои права и обязанности.

Развивающееся самосознание  подростка стремится к определению “внутренней позиции”, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения.  

Э.

Эриксон [1] подчеркивал зависимость индивидуального развития и развития общества и указывал, что процесс личного самоопределения индивидов связан с тем, каким образом общество воспроизводит свою культуру и образ жизни. Желание найти себе место в обществе, становясь преобладающим, порождает у растущего человека активное стремление понять самого себя, критическое отношение к себе и другим людям. 

Л. С. Выготский [2] отмечал два основных новообразования подросткового возраста – это развитие рефлексии и на его основе – самосознания.

Он писал, что именно с возникновением самосознания у подростка появляется возможность более глубоко и широко понимать других людей. Он также считал, что развитие самосознания зависит от культурного содержания среды. Причем среда, как отмечал Л. С.

Выготский, выступает не как внешняя обстановка, не просто как условие жизни ребенка, а как источник его развития.  

Среда включает ритм социальной жизни определенного, конкретного общества, его задачи, направленности, установки, культурные традиции, даже политику. Среда, по мнению А. Г.

Асмолова, «представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности, в ходе которых происходит овладение общественно-историческим опытом, «миром человека» [3, С.496]. В переходном возрасте подросток особенно остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я».

Психические новообразования, возникающие в этом возрастном периоде, могут формироваться и развиваться только при условии создания особой среды, особой системы отношений с ребенком.

Возможность влияния социокультурных детерминант на развитие самосознания подростка объективно обусловлена длительным периодом его включенности в образовательную среду школы как социального института. В процессе обучения у подростка закладывается приверженность культурным моделям, носителем которых он сам является.

Социум задает подростку типичные нормативы поведения, детерминирующие уровень его самосознания. Все вышеизложенное делает актуальным рассмотрение проблемы социокультурных детерминант среды в развитии самосознания подростка. К числу таких детерминант могут быть отнесены тип учебного заведения и социокультурные условия региона.

Мы провели психодиагностическое обследование учащихся 8-х классов (n= 73) не только в разных типах учебных заведений, но и проживающих на разных территориях, отличающихся типом поселения, развитием промышленного производства и состоянием науки и культуры. Такими территориями были определены г. Тула (областной центр РФ) и г. Венев (районный центр Тульской области).  

Город Тула, как социум, – наиболее благоприятен для развития активной жизненной позиции подрастающего поколения, достижения и удовлетворения собственных целей.

Тула привлекает молодых людей не только широким спектром образовательных, культурных учреждений, но и большими возможностями для самореализации в профессиональной деятельности.

Однако для Тулы, как и для других крупных городов России, характерны социально-экономи­ческие проблемы, связанные с безработицей, низким уровнем заработной платы и пр.  

По данным социологических исследований, проводившихся группой экспертов Леонтьевского проекта (г.Санкт-Петербург) в г. Веневе в 2009-2011 г.г.

, среди «болевых точек» – проблемных зон в социально-экономической сфере – были названы следующие:  низкий уровень заработной платы; высокий уровень скрытой безработицы; неблагоустроенность города как центра культуры и отдыха; демографический спад; потери человеческого ресурса, связанные с оттоком жителей трудоспособного возраста в Москву и Тулу. 

Для изучения влияния специфики социокультурных условий на развитие самосознания подростков нами были определены два общеобразовательных учреждения: Тульский лицей №2 (далее в тексте – 1-я группа) и Веневская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 (далее в тексте – 2-я группа).

Тульский лицей № 2 – одно из лучших и престижных общеобразовательных учебных заведений областного центра. Данное общеобразовательное учреждение является многопрофильным. Набор учащихся осуществляется на конкурсной основе. 

Веневская муниципальная средняя общеобразовательная школа № 1 – обычная массовая школа (одна из двух имеющихся в городе).

Население микрорайона, в котором находится школа, разнообразно по своему составу: это работники государственных и частных предприятий; госслужащие; рабочие сельского хозяйства; предприниматели. Часть учащихся школы проживает в окрестных селах.

Город Венев – один из древних городов Тульской области, со своим патриархальным укладом и традициями.

Однако, в последнее время меняется микроклимат в городе, все большее распространение, особенно в юношеской и подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Все это свидетельствует о невозможности позитивных изменений без усилий самой личности, связанных с процессами самопознания, самоопределения, самостроительства.  

В ходе психодиагностического обследования были использованы методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Бажина Е. Ф., Голынкиной С. А., Эткинда А. М.

) и тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев).

В качестве показателей самосознания мы выбрали: локус контроля (интернальность общая), самоотношение (интегральное «Я»), самоуверенность, самоуважение.

Ценную информацию о том, в какой мере учащийся является субъектом формирования своей личности может дать изучение его уровня субъективного контроля.

При анализе результатов исследования уровня субъективного контроля оказалось, что у веневских школьников (2-я группа) обобщенный показатель индивидуального УСК (интернальность общая) – 56,2% – существенно не отличается от показателя испытуемых тульского лицея (1-я группа) – 59,3%, тогда как в отдельных ситуационных показателях (интернальность в учебной деятельности и интернальность в дружеских отношениях) наблюдаются значимые различия. Так, если положительный результат и успешность в учебе испытуемые 1-й группы связывают с организацией собственной учебной деятельности (58,0 % против 49,5 %), то в дружеских отношениях эти же испытуемые в большей степени, чем учащиеся 2-й группы, предпочитают перекладывать ответственность в значимых ситуациях на своих товарищей (48,9 % против 58,8 %). 

Обратимся к полученным в ходе нашего исследования эмпирическим данным по отдельным составляющим самосознания, и, прежде всего, иерархической модели структуры самоотношения, предложенной В. В. Столиным.

Согласно этой модели, самоотношение понимается как специфическая активность субъекта в адрес своего “Я”, состоящая в определенных внутренних действиях, характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия [4].  

Сравнивая обобщенные показатели интегрального собственного «Я», было установлено, что у тульских школьников-лицеистов (1-я группа) этот показатель равен 77,5 %, тогда как в Веневе (2-я группа)  он соответствует 71,5 %.

Разница в количественных выражениях наблюдается и по отдельным составляющим структурной модели самоотношения.

Так, самоуважение, как одна из самых важных интегральных характеристик личности, у веневских школьников выражено значительно слабее, чем у тульских (51,8 % против 63,3 %).  

Пониженное самоуважение в период подросткового «смятения», «сумятицы» естественно влечет за собой и снижение самоуверенности (59,2 % – показатель веневских учащихся; 68,5 % – уровень самоуверенности тульских лицеистов).

На рисунке 1 представлено графическое сопоставление выраженности показателей самосознания в обеих экспериментальных группах. 

Рис.1. Выраженность показателей самосознания в экспериментальных группах (1-я группа – лицей №2 г. Тулы; 2-я группа – СОШ №1 г. Венева) 

Безусловно, возникающие у подростков состояния неуверенности, нестабильности, тревожности, а также чувства собственной незначимости создают негативный психологический фон.

Таким образом, подросток оказывается не только перед задачами преобразования социальной среды, но и перед необходимостью самопреобразования.

Ситуация усугубляется еще и тем, что у школьников нет определенного жизненного опыта, а система ценностных личностных ориентаций еще не сформирована. Перестройка внутреннего мира у разных подростков происходит по-разному.  

Необходимо отметить очевидность негативного влияния социальной нестабильности на формирующуюся личность школьника, его самооценку, самоуважение. От особенностей самооценки зависят особенности многих чувств, отношение личности к самовоспитанию, уровень притязаний.

Формирование объективной оценки окружающих людей и адекватной самооценки собственных возможностей – важное условие и средство становления таких итоговых образований самосознания как образ «Я» и Я-концепция. То, что человек знает о себе, является предпосылкой, необходимым условием изменений в себе, в мире.

Позитивная, гибкая, открытая Я-концепция является важным фактором развития самосознания подростка.

Для развивающейся личности подростка важно не просто принятие точки зрения другого на себя, приобретение самоидентичности в отношениях со сверстниками, а осознание своей социальной ценности и зрелости, смысла своего бытия, места в обществе, оценка своих социальных и личностных достижений в прошлом, настоящем и возможных перспектив своего развития. Таким образом, самоопределение в конкретной социокультурной среде, усвоение фундаментальных культурных ценностей и приобщение к определенной культуре могут рассматриваться как детерминанты развития самосознания подростка.  

Литература

  1. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, 1996.

  2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. – М., 1984.

  3. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование ми­ров. – М., 1996.

  4. Психология самосознания // Хрестоматия по социальной психологии личности / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Изд. Дом «Бахрах-М», 2000.

Рекомендовано к публикации:
И.А.Баева, доктор психологических наук, член Редакционной Коллегии

_____

Tatyana I. Kulikova Candidate of Psychological Sciences, , Associate Professor of Applied Psychology and Pedagogy,  Leo Tolstoy Tula State Pedagogical University,  Tula sdkulikov@yandex.ru

To the problem of Sociocultural  determinants of environment in development of self-consciousness of adolescents

This article considers the problem of the influence of socio-cultural environment on the development of self-consciousness of adolescents. The results of the study criteria for self-adolescent learners in different types of educational institutions and living in different areas other than the state of science and culture.

Keywords: self-consciousness, adolescents, socio-cultural environment

Источник: http://www.emissia.org/offline/2012/1753.htm

Кафедра функциональной диагностики

Татьяна ивановна куликова спб

Заведующий кафедрой 

Куликов Александр Николаевич 
доктор медицинских наук, профессор

Контактная информация

Электронная почта: fd1med@mail.ru

Ответственные:

  • за научную работу – Кузнецов Андрей Александрович, доктор медицинских наук, профессор, электронная почта fd1med@mail.ru (с пометкой “для Кузнецова А.А.”)
  • за учебную работу постдипломного образования  и лечебную работу – Черномордова Александра Владимировна, ассистент, контактный телефон (906) 259-80-98, электронная почта  fd1med@mail.ru (с пометкой “для Черномордовой А.В.”)

Кафедра расположена на 1 этаже корпуса № 54.

История кафедры 

Кафедра функциональной диагностики ФГОУ ВО ПСПбГМУ имени И.П. Павлова Минздрава России была организована 14 октября 2019 года и является кафедрой факультета последипломного образования.

В штате кафедры в настоящее время трудится 13 преподавателей (в их числе 3 доктора медицинских наук  и 6 кандидатов медицинских наук): 3 профессора, 1 доцент и 8 ассистентов. Все они являются ведущими специалистами в своей области функциональной диагностики, у многих за плечами богатый опыт преподавательской деятельности.

Цели и задачи кафедры, направления деятельности

Традиционно приоритетным направлением деятельности кафедры является учебная работа.

Коллектив кафедры организует обучение по наиболее актуальным разделам функциональной диагностики, имея свой целью не только приобретение навыков планирования, проведения и оценки функциональных исследований, но и дальнейшего развития клинического мышления в рамках взаимодействия с клиницистом и пациентом. Кроме того – основную задачу коллектив кафедры видит в скорейшем вооружении практикующего клинициста необходимыми повседневными навыками в области самых актуальных методов функциональной диагностики.  Поэтому на кафедре обучаются не только ординаторы по специальности «функциональная диагностика», но и  слушатели факультета последипломного  образования – врачи первичного и вторичного звена здравоохранения, преимущественно Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Учебная работа нераздельно связана с клинической, и органический характер этой взаимосвязи реализуется в том, что клинической базой кафедры служат все отделения функциональной и ультразвуковой диагностики Университета.

Научные интересы кафедры весьма многообразны, и охватывают почти весь спектр функциональных исследований в приложении к проблемам кардиологии, пульмонологии и внутренней медицины в целом.

Одно из приоритетных направлений исследовательской работы сотрудников кафедры –  внедрение новых методов функциональной диагностики и совершенствование традиционных. Особая сфера внимания – клинические сомнологические исследования.

Еще один из важных аспектов научной деятельности – эффективное применение методов функциональной диагностики в экспериментальных исследованиях на животных.

Публикации сотрудников кафедры

Основными клиническими базами кафедры являются:

  • отделение функциональной диагностики №1
  • отделение функциональной диагностики №2
  • отделение функциональной диагностики №3
  • отделение функциональной диагностики №4
  • отделение функциональной диагностики №5
  • отделение ультразвуковой диагностики

дисциплины, учебные программы

Образовательная деятельность кафедры функциональной диагностики включает преподавание по программам  высшего образования (подготовка кадров высшей квалификации в ординатуре), преподавания по программам усовершенствования врачей (на циклах профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Помимо теоретической подготовки, обязательным компонентом  преподавания являются занятия в симуляционном центре, различные виды практики.

План занятий ординаторов

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки:

• Программа профессиональной переподготовки по специальности «Функциональная диагностика» – 504 часа

• Повышение квалификации «Эхокардиография в кардиологии и кардиохирургии» – 144 часа
• Повышение квалификации «Ультразвуковое исследование в функциональной диагностике заболеваний сосудистой системы» – 144 часа
• Повышение квалификации «Основы эхокардиографии врожденных пороков сердца у детей» – 144 часа
• Повышение квалификации «Функциональная диагностика дыхательной системы» – 144 часа

• Повышение квалификации в рамках НМО по теме «Клиническая сомнология» – 36 часов
• Повышение квалификации в рамках НМО по теме «Клиническая электрофизиология» – 36 часов

За время обучения на кафедре врачи получают теоретическую подготовку и овладевают практическими навыками по электрокардиографии, нагрузочным пробам, эхокардиографии, стресс-эхокардиографии, диагностике функции внешнего дыхания, сомнологии, чреспищеводной эхокардиографии, суточному мониторированию ЭКГ, функциональной диагностики в аритмологии, педиатрии, неврологии, ультразвуковом исследовании сосудов. Часть занятий проходит в симуляционном центре университета.

Для зачисления врача на программу необходимо представить на кафедру ходатайство от организации. Связаться с кафедрой можно по e-mail: fd1med@mail.ru.

По окончании обучения на цикле профессиональной переподготовки выдается диплом и сертификат врача по вновь полученной специальности, на циклах повышения квалификации – удостоверение о повышении квалификации, на сертификационных циклах – дополнительно выдается соответствующий сертификат. С полным перечнем документов, необходимых для зачисления на цикл, можно ознакомиться ниже.

Перечень документов, необходимых для получения (продления) сертификата

Документы, необходимые для получения (продления) сертификата:

1. Заявление о зачислении на цикл

2. Заявление на сертификационный экзамен

3. Анкета слушателя

4. Копия Диплома об окончании института (2 экземпляра)

5. Копия Свидетельства о браке (если была смена фамилии) 2 экземпляра.

6. Копии Удостоверений о прохождении циклов повышения квалификации за последние 5 лет (1 экземпляр)

7. Выписка из трудовой книжки с указанием «работает по настоящее время» (1 экземпляр)

8. Копия Сертификата (на продление) в 2-х экземплярах.

9. Копия Свидетельства о прохождении интернатуры или ординатуры (1 экземпляр)

10. Копия Свидетельства, на основании которого выдан сертификат, подлежащий продлению (т.е. первичная переподготовка) 1 экземпляр.

11. Копия паспорта (1-я страница и прописка) -2 экземпляра.

12. Ходатайство с места работы

Бланки заявлений и анкету слушателя можно получить в учебной части кафедры функциональной диагностики или на сайте университета.

Непрерывное медицинское образование (НМО)

Непрерывное медицинское образование (НМО) представляет собой новую форму повышения квалификации медицинских работников по специальностям “Функциональная диагностика».

НМО отличает непрерывность образования, модульный принцип построения образовательных программ, как в форме семинаров (школ), так и с использованием дистанционных, электронных и симуляционных технологий, что позволяет выстроить индивидуальный (персональный) план для каждого врача и обеспечивает получение знаний, навыков, умений и компетенций, соответствующих требованиям специалиста.

Сотрудниками кафедры проводятся следующие школы (семинары) по специальности «Функциональная диагностика» в рамках непрерывного медицинского образования:

  • «Клиническая сомнология: школа по сомнологии» – 36 часов
  • «Клиническая электрофизиология: школа по аритмологии» – 36 часов

Регистрация на циклы осуществляется на сайте edu.rosminzdrav.ru. В программе школ предусмотрены 2 очных семинара (первые два дня цикла).

Актуальность семинаров обусловлена необходимостью совершенствования  врачами функциональной диагностики, врачами кардиологами  теоретических знаний и профессиональных практических навыков для самостоятельной работы с больными с коморбидной патологией.

Освоение практических навыков осуществляется с использованием разборов клинических случаев пациентов с указанной патологией.

Расписание программ и школ на 2020-2021 учебный год.

НазваниеДата проведения
«Функциональная диагностика»Профессиональная переподготовка02.09.2020 -04.12.2020
«Эхокардиография в кардиологии и кардиохирургии»Повышение квалификации

Источник: https://www.1spbgmu.ru/ru/obrazovanie/kafedry/42-universitet/structura/kafedry/4835-kafedra-funktsionalnoj-diagnostiki

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.